26.01.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 7954; сегодня: 2.

Новыми идеями легко заразить

Эпиграфом к дискуссии на тему «Инновационная деятельность учителя» стала фраза Александра Герцена: «Новое нужно создавать в поте лица». И примерно с таким же энтузиазмом приступили к работе участники обсуждения. Как оказалось, инновационная деятельность является одной из самых животрепещущих, самых дискуссионных тем, но, по словам доцента кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Ольги Даутовой, в процессе размышления над ней никто не ждет конкретного ответа.

Правда, участники дискуссии все же попытались разобраться в вопросе: что такое инновация и что ее отличает от модернизации? К примеру, Владимир Антокольский, начальник управления государственной политики и надзора в сфере образования Департамента образования и молодежной политики Чукотского автономного округа, дал такое объяснение современному образовательному процессу:

- То, что происходит сегодня, нельзя назвать инновацией. Это – модернизация. Поскольку никто никакого прорыва, а инновация – это безусловный прорыв вперед, не совершает. Инновацией был полет человека в космос, поскольку это стало абсолютно новым явлением в нашей жизни. В системе образования на данном этапе мы лишь модернизируем и пытаемся применить на своей почве уже существующее. На 60 тысяч российских школ приходится максимум тысяча инновационных. Среди полутора миллионов учителей лишь единицы могут быть инноваторами, то есть учителями с «божьим даром». Инновация – это штучный товар. Однако, отрадно, что государство сформулировало заказ на изменение школы, потому что школе необходимо меняться каждые 20-30 лет.

Инновация, по мнению участников дискуссии, должна поддерживаться школьным педагогическим сообществом, органами управления образования. Если этого не происходит, новаторство гибнет. Кроме того, когда речь идет об инновационной деятельности учителя, очень важен обмен информацией. Как заметила учитель из йошкар-олинской школы Галина Персиянцева, чтобы вновь не изобретать велосипед, необходимо создавать единое информационное образовательное пространство. Успешные примеры подобных проектов есть в Петербурге, Москве, Елабуге.

Стремление к инновационной деятельности может развиваться и у учителя, и у школы, если для этого созданы условия успеха. В большинстве своем, учителя – люди творческие, уверена вошедшая в пятерку победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009» Светлана Прокофьева, учитель немецкого языка из Пскова. Любая интересная, яркая идея способна заразить весь коллектив и заставить его работать в ином, инновационном режиме. Серьезный эффект от инновационной деятельности может произойти в том случае, когда администрация школы поддерживает новаторские начинания учителя и коллектива в целом. Однако следует помнить, что инновационная деятельность как формальность не имеет смысла. Не каждая школа может быть включена в нее. Целесообразнее создание экспериментальных площадок, где будет проходить обкатка той или иной идеи.

Целью инновационной деятельности участники дискуссии назвали радость обучения. Инновация, по их мнению, нужна для того, чтобы дети могли активно включаться в пространство общения, чтобы им было легко и интересно учиться. Правда, следует учитывать, что ни одна инновация не обходится без состояния напряженности и неопределенности для ее автора. Впрочем, это состояние естественное и непродолжительное.


Ньюсмейкер: Пресс-центр Года учителя — 81 публикация
Поделиться:

Интересно:

Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
06.01.2025 22:19 Консультации
Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
В условиях динамичного развития бизнеса и постоянно меняющегося законодательства компаниям необходимо оперативно реагировать на любые изменения, касающиеся их деятельности. Процедура внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) важный аспект ведения бизнеса в России...
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
05.01.2025 09:04 Персоны
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
Дмитрий Карбышев — потомственный дворянин и родственник революционера, подполковник Русской императорской армии и генерал-лейтенант РККА, профессор Военной академии Генерального штаба РККА, доктор военных наук — навсегда вошел в историю не только отечественных инженерных войск, но и всей...
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
04.01.2025 13:58 Аналитика
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
Московское народное ополчение 1941 года – это особая страница ратной истории Отечества, не имеющая в ней более ранних аналогов. Дивизии Московского народного ополчения 1941 года в своём развитии прошли путь от военно-гражданских к полноценным боевым тактическим соединениям Красной Армии. Столичное...
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
02.01.2025 09:02 Новости
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
Путешествие Екатерины II в Крыму в 1787 году называют величайшим во всей мировой истории. 14 карет, больше 120 саней с кибитками, 40 запасных саней, 36 городов и больше шести месяцев в пути. Императрицу сопровождали придворные...
31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
31.12.2024 09:03 Аналитика
31 декабря 1917 года в Петрограде поставили первую общественную елку
Первую общественную елку в Советской России поставили 31 декабря 1917 года в здании Михайловского артиллерийского училища в Петрограде. В 1927 году Рождество перестает быть официальным праздником, а рождественская елка была объявлена «религиозным пережитком». Однако, перед наступлением...